FAIL (the browser should render some flash content, not this).
ЧТОБЫ ХВАТИЛО НА РЕМОНТ...

ЧТОБЫ ХВАТИЛО НА РЕМОНТ...

Константин Михайлович, давайте сегодня поговорим о таком понятии, как суброгация. Пожалуйста, расскажите, об этом подробнее. 

- Суброгация – это переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах страхового возмещения. На практике это выглядит следующим образом: потерпевший в ДТП имеет страховку КАСКО, поэтому он ведет себя, как правило, спокойно и уверенно, сообщая виновному, что страховая компания возместит все его убытки. Виновный тоже спокоен, так как в данный момент с него никто никаких денег не требует. Спустя некоторое время он получает повестку в суд в качестве ответчика, где и узнает о требовании возместить в полном объеме сумму нанесенного ущерба. Как правило, иск предъявляется страховой компанией, которая выплатила страховое возмещение своему клиенту. На основании закона, страховщик, выплативший страховое возмещение потерпевшему, имеет право суброгации, что предусмотрено ст. 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регулирует отношения между причинителем вреда, потерпевшим и страховой компанией, где застрахован потерпевший. Что касается виновника, то свой риск гражданской ответственности он застраховал в страховой компании, которую и рекомендую привлечь в качестве основного ответчика по иску, предъявленному страховщиком потерпевшего.

Для чего это делается?

Во-первых: застрахованный по ОСАГО может рассчитывать на то, что страховая компания возместит за него ущерб в рамках отведенного лимита (на сегодня это - 120 тысяч рублей). Во-вторых: многие не знают, что по договору ОСАГО страховщик несет ответственность по страховому событию, произошедшему в период страхования, в течение трех лет. Другими словами, если гражданин был застрахован в страховой компании и в течение трех лет после окончания действия страхового полиса к нему пришли и предъявили ущерб, который он причинил в период страхования, то он может рассчитывать, что страховая компания, которая на тот момент покрывала его риски, оплатит ущерб. Однако если ущерб превышает лимит ответственности страховщика, то здесь автовладельцам надо иметь в виду, что всю сумму свыше 120 тысяч рублей придется покрывать из своего собственного кармана. Чтобы избежать такой ситуации, лучше всего купить дополнительно полис добровольного страхования ответственности, который обеспечит большее страховое покрытие. Такой полис обычно стоит недорого, но в случае серьезного ДТП, произошедшего по вашей вине, вам не придется возмещать крупные суммы по суброгации. 

АМ: Как производится расчет стоимости нанесенного ущерба и как при этом учитывается износ транспортного средства? 

- Согласно ст.3. ФЗ №40 от 25.04.2002года «Об обязательном страховании Гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что одним из основных принципов обязательного страхования является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью или имуществу потерпевшего в пределах, установленных законом. В соответствии с п. 2.2. названной статьи к таким расходам относятся так же расходы на материалы, запасные части, нужные для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих, изделий, узлов и агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. И вот здесь имеется интересный нюанс: на комплектующие износ не может быть начислен свыше 80% от их стоимости. Однако люди часто сталкиваются с ситуацией, когда страховщик превышает указанную рамку. В результате суммы, выплаченной страховщиком, человеку для ремонта не хватает. Застрахованный обращается в страховую компанию с требованием предоставить подтверждение расчета стоимости восстановительного ремонта. Вот здесь зачастую и обнаруживается, что расчет составлен на основании Методического руководства РД 37.009.015-98 года, разработанного и утвержденного московским автомобильным институтом. По данному документу имеется действующее письмо Министерства юстиции, в котором сказано, что данный документ не прошел регистрацию Минюста, в соответствии с чем он не имеет юридического права быть использованным при расчете износа автомобиля. В настоящее время у нас действуют «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Эти Правила утверждены Постановлением правительства РФ №361 от 24 мая 2010 года. Ранее существовавшие нормативные документы по расчету стоимости восстановительного ремонта на сегодняшний день не работают. В соответствии с вышеуказанными Правилами размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте автотранспортного средства начисляется на дату ДТП с учетом условий и географических границ, материалов и запасных частей, товарных рынков, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия. Это означает, что потерпевшему рассчитывается сумма ущерба на дату происшествия и с учетом места происшествия. Еще один «тонкий» момент – определение номенклатуры комплектующих изделий, деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене, установление размера расходов на запасные части производится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей. Это означает, что при расчете ущерба обязательно должны учитываться такие факторы как: поставляются запчасти в комплекте или нет, возможна ли поставка отдельных элементов, возможна ли поставка запчастей только при условии обмена и возможна ли поставка запчастей под срочный заказ. Говоря обычным языком, это значит, что если запчасти поставляются только под срочный заказ, то страховщик не может учитывать стоимость таких запчастей в восстановительном ремонте без стоимости доставки! И это обязательно должно учитываться при оценке стоимости ущерба. Также в Правилах сказано, что расходы на запасные части определяются с учетом износа транспортного средства. Износ является показателем, характеризующем относительную потерю стоимости комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов ТС в процессе эксплуатации. Расчет производится обязательно в отношении материалов, на которые происходит воздействие в процессе ремонта, а так же материалов, которые в процессе восстановительного ремонта изменяют физическое или химическое состояние основных эксплуатационных материалов. Например, лобовое стекло вклеено в кузов автомобиля, соответственно, при его замене, кроме стоимости самого стекла, надо обязательно учитывать стоимость работ по его замене, стоимость материалов для его фиксации, а так же такие расходные материалы, как молдинги, уплотнители, которые в процессе демонтажа деформируются и теряют свои качества. При замене стекла даже уплотнительные резинки должны входить в стоимость замены. Также в нашей практике часто встречаются случаи, когда автомобиль, попавший в ДТП, совсем недавно был, например, полностью покрашен. В данном случае при начислении износа узлы и агрегаты деталей машины, которые подвергались в процессе эксплуатации восстановительному ремонту, на них износ накладывается не с момента ввода транспортного средства в эксплуатацию, а с момента последнего ремонта. Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций со страховщиками, при осуществлении ремонта машины сохраняйте все квитанции, подтверждающие ваши расходы и дату проведения восстановительного ремонта. Также сохраняйте все чеки на приобретенные вами автотовары – колеса, аккумулятор и т.п. Это необходимо для того, чтобы доказать страховой компании, что данные комплектующие были с минимальным износом, соответственно, стоимость восстановительного ремонта или замены детали должна быть иной. Кроме того, в ПДД перечислены неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. Так вот, при замене таких неисправных деталей в результате восстановительного ремонта износ на них не начисляется. Это означает, что при расчете ущерба деталь считается по фактической стоимости, без учета износа. 

АМ: Если же страховая компания при расчете стоимости ущерба не учла эти нюансы или же вообще начислила на комплектующие износ свыше 80% от их стоимости, каковы действия автовладельца? 

- Прежде всего, я рекомендую не заниматься восстановительным ремонтом автомобиля до тех пор, пока вы не узнаете сумму, назначенную к выплате страховщиком. Если сумма окажется заниженной, то по закону вы имеете право обратиться к независимому эксперту для расчета стоимости своего ущерба. При этом автомобилист должен предъявить только те повреждения, которые были предъявлены страховщику. И лучшим вариантом будет взять в страховой компании заверенную копию акта осмотра автомобиля. Это в том случае, когда повреждения минимальны. В случаях, когда повреждений много, я рекомендую на осмотр автомобиля страховщиком приглашать независимого специалиста (эксперта), который поможет вам разобраться в величине и характере повреждений, а также сложности предстоящих ремонтных воздействиях. 

АМ: Что дает автомобилисту такой «двойной» осмотр?

- Это делается для того, чтобы заявленные повреждения соответствовали фактическим. Приеду пример из своей практики. В результате ДТП паркетник перевернулся и «проехал» на боку несколько метров. Детали этой стороны получили множественные повреждения металла. В своем акте осмотра я указал, что детали требуют замены, а представитель страховщика указал на их ремонтопригодность. В процессе разбирательства я доказал свою правоту, и пострадавший получил большую сумму на восстановление своего автомобиля. Кстати, не многие автомобилисты знают, что они имеют право указать в акте осмотра все, с чем не согласны. Благодаря таким отметкам, в последующем будет легче оспорить действия страховщика, который должен был провести дополнительную экспертизу, чего не сделал, и назначил на свое усмотрение ремонт, а не замену. Поэтому я рекомендую автовладельцам пригласить на осмотр страховщиком поврежденного транспортного средства независимого специалиста, который поможет учесть различные нюансы при составлении акта осмотра.


Возврат к списку


Главная     ::     Авторизация     ::     Вопрос эксперту     ::     Экспертные специальности     ::     Консультации     ::     Стоимость услуг     ::     Выход    
Сайт АНО "ЦНСЭиО "А-Эксперт" 2014 г.